То есть это что-то вроде …

То есть это что-то вроде …

что-то вроде

Школа Садберри Вэлли — что-то вроде …

После того, как человек впервые слышит описание модели школы Садбери Вэлли, он пытается соотнести услышанное с тем, что ему более знакомо и понятно. Ниже приводятся варианты образовательных систем, с которыми нас чаще всего сравнивают. Мы постарались как можно более четко провести водораздел между своей философией и философиями других образовательных моделей. Тем не менее, мы не ставили себе целью привести здесь все нюансы и тонкости каждой из упомянутых образовательных моделей и рассмотреть их со всех возможных сторон. Надеемся, после прочтения статьи вам станет понятнее, чем является и чем не является школа по модели Садбери Вэлли.

Так, то есть это что-то вроде….

…Монтессори школы?

В обоих подходят дети имеют больше, чем в традиционных школах, свободы выбирать то, что им интересно, и заниматься этим. Также оба подхода основаны на убеждении, что дети любопытны от природы и не нуждаются в принуждении, чтобы учиться.
Но в Монтессори подходе дети могут выбирать из ограниченного набора предлагаемых учителем материалов, а не из всего набора возможностей, предлагаемых самим миром вокруг. Монтессори-педагоги считают, что дети учатся согласно определенным паттернам и в определенной последовательности. Занятия строятся на основе предположения о том, что является «соответсвующим уровню развития» для детей определенного возраста, и ограничивают доступ к активностям более высокого уровня до тех пор, пока не будут освоены активности попроще. В модели Садбери не строится предположений о том, как будет развиваться каждый ребенок в каждом возрасте. Здесь нет убежденности, что умножение надо освоить до отрицательных чисел, а круг надо научиться рисовать до квадрата. Единственный критерий готовности заняться чем-то — интерес конкретного ребенка, успешности — удовлетворенность результатом.

…Вальдорфской школы?

Как и в Вальдорфском подходе, в модели Садбери ценится личность ребенка в ее целостности. Нас интересует не только академический успех, но и счастье и реализация всего человеческого потенциала учеников. Как и в Вальдорфских школах, мы не давим на детей с чтением. В обоих подходах игра занимает центральное место, как главное занятие, способствующее умственному, физическому, эмоциональному и духовному развитию ребенка. Оба подхода уважают интуитивную мудрость ребенка и всерьез воспринимают его мнение и интересы.
Однако в модели Садбери не задается только один путь для духовного и эмоционального развития. Мы слушаем детей не для того, чтобы вести их за собой, но для того, чтобы отвечать их запросам. В отличие от Вальдорфской методики, мы не устанавливаем определенную программу. Мы даем детям возможность совершать ошибки, решать проблемы самостоятельно, находить собственные способы их решения с помощью взрослых, если им это требуется, но без убежденности, что мы заранее знаем правильный ответ. Вальдорфская педагогика вытекает из антропософского учения и стремится вести детей и все общество в целом в сторону описанных в учении трансформаций. В Садбери школах наоборот создается среда, в которой дети могут самостоятельно определять свои ценности и направления для развития. Дети вместе со взрослыми создают культуру школьного сообщества посредством регулярных встреч Школьного совета. Этот процесс, не всегда мирный и идиллический, помогает детям сформировать представление о всей сложности и неоднозначности общественных структур в мире, который их окружает. Он также дает им уверенность, компетентность и заинтересованность в том, чтобы быть активными членами общества и возможно изменять его в соответствии со своими интересами, опытом, знаниями и целями.

…прогрессивные школы?

Как и создатели прогрессивных школ, создатели Садбери школ видят, что традиционная школьная модель не работает так, как того требует время. Оба подхода не приемлют авторитарную позицию учителя и администрации и стараются снизить стресс, связанный с постоянным принуждением и оцениванием учеников в школьной системе. Но модель Садбери не противопоставляет авторитарности попустительство — попытки добрых учителей дать детям второй, третий шанс сделать все правильно, нивелировать отрицательные эмоции, встать на уши чтобы сделать обучение веселым и как бы незаметным для детей. Когда детей обучают таким способом, им сложно принять на себя ответственность за собственное поведение.
В прогрессивных школах за взрослыми сохраняется право дать или не дать второй шанс, вмешиваться в разрешение конфликтов, устанавливать правила поведения в школе. В таких школах есть иллюзия свободы и демократического способа приятия решений, но если вдруг дети принимают неправильное решение, у взрослых всегда есть право вмешаться и решить за них все проблемы. В том, что касается процесса обучения, в прогрессивных школах учителя стараются выстраивать программу вокруг интересов детей. Но по факту этот процесс напоминает (как писал Дэниэл Гринберг) то, как родитель ждет пока ребенок откроет рот, чтобы что-то сказать, и запихивает ему в рот лекарство. Дети, поигравшие пару часов в ковбоев и индейцев, могут вляпаться в шестинедельный проект о жизни коренных американцев, несмотря на то, насколько устойчив их интерес в этой теме. В результате ребенок может прийти к выводу, что лучше помалкивать. Изучать что-то новое — это зачастую тяжелая работа, на которую дети тем не менее способны, если сами этого хотят. Когда ребенок действительно в чем-то заинтересован, его ничем не остановить, а попытки сделать обучение веселым и игровым могут только отвлекать. Когда у ученика есть интерес, он должен иметь право следовать ему ровно до того момента и до той глубины, до которых считает нужным. Он может вернуться к важной для него идее позже уже на другом уровне, но заставлять или манипулировать ребенком с тем, чтобы углубить интерес — опасное занятие, способное убить любопытство и стремление к самоопределению. Прогрессивные школы обычно предлагают определенный набор курсов, но не требуют обязательно их посещать. В Садбери школах нет заранее определенного набора курсов, ведь самостоятельно решать, чем себя занять — дело непростое, иногда болезненное, иногда скучное. Мы считаем скуку ценной возможностью лучше познакомиться с собой. Гораздо проще отсидеть набор уроков, позволить развлекать и завлекать себя, не подвергаясь давлению со стороны родителей, чем самостоятельно определять содержание своих дней, искать ответы на собственные вопросы и взять на себя контроль за собственной судьбой.

…анскулинга/хоумскулинга?

Философия анскулинга во многом близка модели Садбери. Самым известным разработчиком этой концепции был Джон Холт, чьи книги стали бесценным источником знаний о том, как дети учатся без учителей, и с чего вдруг им вздумается изучать такие казалось бы скучные вещи, как арифметика например. Анскулеры полагают, как и мы, что дети рождаются любопытными, с огромным желанием узнать о мире и преуспеть в жизни. И что дети лучше всего учатся через практику и эксперименты, а не когда им постоянно говорят как и о чем думать. Говоря словами Джона Холта: «Настоящее обучение — это процесс открытия, и если мы хотим, чтобы оно произошло, нам надо создать условия, в которых случаются открытия.. Эти условия включают время, свободу и отсутствие давления.»
Однако анскулеры считают семью лучшей средой для роста и развития ребенка, в то время как в Садбери модели считается, как говорится в одной африканской поговорке, что «нужна деревня, чтобы вырастить ребенка». Особая сложная природа отношений между детьми и родителями часто не дает детям почувствовать себя внутри семьи по-настоящему независимыми и самостоятельными. В среде Садбери школы дети сталкиваются с необходимостью брать на себя ответственность, при этом не чувствуя давления эмоционального багажа, который обычно присутствует во внутрисемейных отношениях. К тому же внутри демократической школы дети развивают в себе такие важные социальные навыки, как терпимость к инакомыслию, умение высказываться против неподобающего поведения, разрабатывать и воплощать в жизнь групповые проекты. В большинстве семей анскулеров родители полностью несут на себе ответственность за образование своих детей, в то время как в Садбери школе эта ответственность лежит на самом ребенке.

…элементов самоуправления в традиционных школах?

Единственное сходство здесь в том, что, как и в школьных советах в традиционных школах, в Садбери Школьный совет состоит из учеников и принимает решение большинством голосов.
Однако в модели Садбери Школьный Совет построен на принципе прямой демократии, при которой каждый ученик и сотрудник школы имеет право напрямую голосовать за или против какого-то решения. В традиционных школах советы построены на принципе представительской демократии, то есть некоторые ученики выбираются для того, чтобы представлять интересы всех остальных. Более того, обычно школьные советы в традиционных школах не имеют возможности решать действительно важные вопросы.
В Садбери школах Совет принимает решения о назначении сотрудников, распределении бюджета, по каким правилам будет жить школа и какие последствия будут применятся в случае нарушения этих правил. Каждый член Школьного Совета, буть то взрослый или ребенок, наравне имеет право участвовать в выработке правил и подчиняется этим правилам. Такой способ самоуправления дает ученикам почувствовать, что они действительно могут повлиять на жизнь всей школы.
Статья Роми Питтмана, школа Фейрхэвен. Перевод Дарьи Беловол.

Добавить комментарий

Политика конфиденциальности

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять