О роли учителя в свободной школе
Это роль не давательная, не контролирующая и не карательная.
Мы знаем, что ребенок САМ ВОЗЬМЕТ то, что ему необходимо.
ЗАДАЧА взрослых (учителя, тьютора) — ПРЕДЛОЖИТЬ разнообразное, обогащенное «меню».
Вот только если кто-то думает, что дети в свободном пространстве обязательно «возьмут самое полезное» с точки зрения родителей (или учителей) , да еще и в определенные сроки… то тут их ждет разочарование.
Все (ну, почти) родители школьников сталкиваются с НЕЖЕЛАНИЕМ детей учиться тому, что предлагает ШКОЛЬНАЯ ПРОГРАММА. И я, честно говоря, не нахожу никаких убедительных аргументов в пользу обязательности этой программы для всех. Их просто нет.
Зато есть желание детей учиться тому, ЧТО ИМ ИНТЕРЕСНО. Учиться настолько долго и глубоко, насколько они внутренне мотивированы, насколько для них имеет смысл и значение этого учения. Это про САМОНАПРАВЛЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ…
Сейчас интересны динозавры и вулканы? — Это замечательно! Прописи подождут.
Влечет за собой фантазия, игра, изобретательство? Это чудесно! Таблица умножения — не самое главное в жизни…
А ЧТО ЖЕ ГЛАВНОЕ?
Для начала, главное — НЕ УБИТЬ в детях ЖЕЛАНИЕ ПОЗНАВАТЬ себя и мир. Не заглушить их внутренние желания своими взрослыми бессмысленными «ты должен», «так надо» и пр.
ГЛАВНОЕ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ — ПОВЕРИТЬ В ДЕТЕЙ, в их природное стремление к учению, в их способность учиться и самоопределяться самостоятельно. НЕ ЗАДАВИТЬ их своими СТРАХАМИ «а вдруг из него ничего не получиться», «останется неучем», «если не контролировать, то всё покатится в тар-таРары» …
ЭТО САМОЕ ТРУДНОЕ. Для взрослого. Освободиться от своих мыслеформ по поводу того, как надо и как правильно. Мы живем в век неопределенности. НЕТ ПРАВИЛЬНОГО и неправильного. А дети способны самостоятельно определять, что для них сейчас важнее.
Поэтому, еще одна из важных ролей педагога в свободной школе — это РОЛЬ НАБЛЮДАТЕЛЯ. Верящего в заложенные в каждого ребенка уникальные способности.
Помните (?): каждое дите — СЕМЯ НЕИЗВЕСТНОГО РАСТЕНИЯ, а не пустой мешок, который можно набить любым хламом.
Наша задача — создать благоприятные условия для его роста и наблюдать, как он растет, помогать ему….
РОЛЬ НАБЛЮДАТЕЛЯ — не оценивающая или указующая. Наблюдающий педагог ВИДИТ потенциал ребенка, ВЕРИТ в его уникальные таланты, ПОМОГАЕТ мыслью, словом и делом найти себя, свой голос, свои сильные стороны…
Бирюзовая школа-парк всегда рада принять в команду всех, кто разделяет идеи, ценности, смыслы свободного образования