То есть это что-то вроде …

То есть это что-то вроде …

что-то вроде

Школа Садберри Вэлли — что-то вроде …

После того, как человек впервые слышит описание модели школы Садбери Вэлли, он пытается соотнести услышанное с тем, что ему более знакомо и понятно. Ниже приводятся варианты образовательных систем, с которыми нас чаще всего сравнивают. Мы постарались как можно более четко провести водораздел между своей философией и философиями других образовательных моделей. Тем не менее, мы не ставили себе целью привести здесь все нюансы и тонкости каждой из упомянутых образовательных моделей и рассмотреть их со всех возможных сторон. Надеемся, после прочтения статьи вам станет понятнее, чем является и чем не является школа по модели Садбери Вэлли.

Так, то есть это что-то вроде….

…Монтессори школы?

В обоих подходят дети имеют больше, чем в традиционных школах, свободы выбирать то, что им интересно, и заниматься этим. Также оба подхода основаны на убеждении, что дети любопытны от природы и не нуждаются в принуждении, чтобы учиться.
Но в Монтессори подходе дети могут выбирать из ограниченного набора предлагаемых учителем материалов, а не из всего набора возможностей, предлагаемых самим миром вокруг. Монтессори-педагоги считают, что дети учатся согласно определенным паттернам и в определенной последовательности. Занятия строятся на основе предположения о том, что является «соответсвующим уровню развития» для детей определенного возраста, и ограничивают доступ к активностям более высокого уровня до тех пор, пока не будут освоены активности попроще. В модели Садбери не строится предположений о том, как будет развиваться каждый ребенок в каждом возрасте. Здесь нет убежденности, что умножение надо освоить до отрицательных чисел, а круг надо научиться рисовать до квадрата. Единственный критерий готовности заняться чем-то — интерес конкретного ребенка, успешности — удовлетворенность результатом.

…Вальдорфской школы?

Как и в Вальдорфском подходе, в модели Садбери ценится личность ребенка в ее целостности. Нас интересует не только академический успех, но и счастье и реализация всего человеческого потенциала учеников. Как и в Вальдорфских школах, мы не давим на детей с чтением. В обоих подходах игра занимает центральное место, как главное занятие, способствующее умственному, физическому, эмоциональному и духовному развитию ребенка. Оба подхода уважают интуитивную мудрость ребенка и всерьез воспринимают его мнение и интересы.
Однако в модели Садбери не задается только один путь для духовного и эмоционального развития. Мы слушаем детей не для того, чтобы вести их за собой, но для того, чтобы отвечать их запросам. В отличие от Вальдорфской методики, мы не устанавливаем определенную программу. Мы даем детям возможность совершать ошибки, решать проблемы самостоятельно, находить собственные способы их решения с помощью взрослых, если им это требуется, но без убежденности, что мы заранее знаем правильный ответ. Вальдорфская педагогика вытекает из антропософского учения и стремится вести детей и все общество в целом в сторону описанных в учении трансформаций. В Садбери школах наоборот создается среда, в которой дети могут самостоятельно определять свои ценности и направления для развития. Дети вместе со взрослыми создают культуру школьного сообщества посредством регулярных встреч Школьного совета. Этот процесс, не всегда мирный и идиллический, помогает детям сформировать представление о всей сложности и неоднозначности общественных структур в мире, который их окружает. Он также дает им уверенность, компетентность и заинтересованность в том, чтобы быть активными членами общества и возможно изменять его в соответствии со своими интересами, опытом, знаниями и целями.

…прогрессивные школы?

Как и создатели прогрессивных школ, создатели Садбери школ видят, что традиционная школьная модель не работает так, как того требует время. Оба подхода не приемлют авторитарную позицию учителя и администрации и стараются снизить стресс, связанный с постоянным принуждением и оцениванием учеников в школьной системе. Но модель Садбери не противопоставляет авторитарности попустительство — попытки добрых учителей дать детям второй, третий шанс сделать все правильно, нивелировать отрицательные эмоции, встать на уши чтобы сделать обучение веселым и как бы незаметным для детей. Когда детей обучают таким способом, им сложно принять на себя ответственность за собственное поведение.
В прогрессивных школах за взрослыми сохраняется право дать или не дать второй шанс, вмешиваться в разрешение конфликтов, устанавливать правила поведения в школе. В таких школах есть иллюзия свободы и демократического способа приятия решений, но если вдруг дети принимают неправильное решение, у взрослых всегда есть право вмешаться и решить за них все проблемы. В том, что касается процесса обучения, в прогрессивных школах учителя стараются выстраивать программу вокруг интересов детей. Но по факту этот процесс напоминает (как писал Дэниэл Гринберг) то, как родитель ждет пока ребенок откроет рот, чтобы что-то сказать, и запихивает ему в рот лекарство. Дети, поигравшие пару часов в ковбоев и индейцев, могут вляпаться в шестинедельный проект о жизни коренных американцев, несмотря на то, насколько устойчив их интерес в этой теме. В результате ребенок может прийти к выводу, что лучше помалкивать. Изучать что-то новое — это зачастую тяжелая работа, на которую дети тем не менее способны, если сами этого хотят. Когда ребенок действительно в чем-то заинтересован, его ничем не остановить, а попытки сделать обучение веселым и игровым могут только отвлекать. Когда у ученика есть интерес, он должен иметь право следовать ему ровно до того момента и до той глубины, до которых считает нужным. Он может вернуться к важной для него идее позже уже на другом уровне, но заставлять или манипулировать ребенком с тем, чтобы углубить интерес — опасное занятие, способное убить любопытство и стремление к самоопределению. Прогрессивные школы обычно предлагают определенный набор курсов, но не требуют обязательно их посещать. В Садбери школах нет заранее определенного набора курсов, ведь самостоятельно решать, чем себя занять — дело непростое, иногда болезненное, иногда скучное. Мы считаем скуку ценной возможностью лучше познакомиться с собой. Гораздо проще отсидеть набор уроков, позволить развлекать и завлекать себя, не подвергаясь давлению со стороны родителей, чем самостоятельно определять содержание своих дней, искать ответы на собственные вопросы и взять на себя контроль за собственной судьбой.

…анскулинга/хоумскулинга?

Философия анскулинга во многом близка модели Садбери. Самым известным разработчиком этой концепции был Джон Холт, чьи книги стали бесценным источником знаний о том, как дети учатся без учителей, и с чего вдруг им вздумается изучать такие казалось бы скучные вещи, как арифметика например. Анскулеры полагают, как и мы, что дети рождаются любопытными, с огромным желанием узнать о мире и преуспеть в жизни. И что дети лучше всего учатся через практику и эксперименты, а не когда им постоянно говорят как и о чем думать. Говоря словами Джона Холта: «Настоящее обучение — это процесс открытия, и если мы хотим, чтобы оно произошло, нам надо создать условия, в которых случаются открытия.. Эти условия включают время, свободу и отсутствие давления.»
Однако анскулеры считают семью лучшей средой для роста и развития ребенка, в то время как в Садбери модели считается, как говорится в одной африканской поговорке, что «нужна деревня, чтобы вырастить ребенка». Особая сложная природа отношений между детьми и родителями часто не дает детям почувствовать себя внутри семьи по-настоящему независимыми и самостоятельными. В среде Садбери школы дети сталкиваются с необходимостью брать на себя ответственность, при этом не чувствуя давления эмоционального багажа, который обычно присутствует во внутрисемейных отношениях. К тому же внутри демократической школы дети развивают в себе такие важные социальные навыки, как терпимость к инакомыслию, умение высказываться против неподобающего поведения, разрабатывать и воплощать в жизнь групповые проекты. В большинстве семей анскулеров родители полностью несут на себе ответственность за образование своих детей, в то время как в Садбери школе эта ответственность лежит на самом ребенке.

…элементов самоуправления в традиционных школах?

Единственное сходство здесь в том, что, как и в школьных советах в традиционных школах, в Садбери Школьный совет состоит из учеников и принимает решение большинством голосов.
Однако в модели Садбери Школьный Совет построен на принципе прямой демократии, при которой каждый ученик и сотрудник школы имеет право напрямую голосовать за или против какого-то решения. В традиционных школах советы построены на принципе представительской демократии, то есть некоторые ученики выбираются для того, чтобы представлять интересы всех остальных. Более того, обычно школьные советы в традиционных школах не имеют возможности решать действительно важные вопросы.
В Садбери школах Совет принимает решения о назначении сотрудников, распределении бюджета, по каким правилам будет жить школа и какие последствия будут применятся в случае нарушения этих правил. Каждый член Школьного Совета, буть то взрослый или ребенок, наравне имеет право участвовать в выработке правил и подчиняется этим правилам. Такой способ самоуправления дает ученикам почувствовать, что они действительно могут повлиять на жизнь всей школы.
Статья Роми Питтмана, школа Фейрхэвен. Перевод Дарьи Беловол.

Добавить комментарий

%d такие блоггеры, как: